Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия

Магомет Курейшович Белхароев родился в 1963 году.
В 1985 году окончил Северо-Осетинский техникум советской торговли по специальности «Товаровед»,
В 1985 году окончил Северо-Осетинский техникум советской торговли по специальности «Товаровед»,
в 1993 году - Чечено-Ингушский государственный университет по специальности «Экономист».
Трудовую деятельность начал в 1978 году в ОРС НГДУ «УзенНефть» г. Новый Узень Мангышлакской области, где проработал на различных должностях до 1981 года.
С 1981 по 1983 гг. – служба в рядах Советской Армии. С 1983 по 1985 гг. работал в Назрановском районном потребительском обществе ЧИАССР.
С 1985 по 2000 гг. - работа на различных должностях в отраслях народного хозяйства.
2000-2003 гг. – коммерческий директор Тверского отделения Межрегиональной общественной организации инвалидов «Инвакон».
В 1990 году избран депутатом Назрановского районного совета народных депутатов.
С 1994 по 2004 гг. являлся депутатом Народного Собрания Республики Ингушетия первого и третьего созывов.
11 марта 2004 года Народным Собранием Республики Ингушетия избран на должность Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия. 11 марта 2009г. переизбран на второй срок.
За заслуги перед народом Ингушетии и многолетнюю добросовестную работу Президентом Республики Ингушетия награжден орденом «За заслуги».
За большой вклад в развитие системы государственного контроля в Российской Федерации и достижение высоких результатов в профессиональной деятельности Председателем Ассоциации контрольно-счетных органов РФ С.В. Степашиным награжден Почетной грамотой.
По итогам 2007 года Центральной конкурсной комиссией Ассоциации контрольно-счетных органов РФ удостоен почетного звания «Лучший финансовый контролер России».
За личное участие в борьбе с терроризмом, оргпреступностью и коррупцией Международным комитетом по борьбе с организованной преступностью награжден орденом «Рубиновый крест».
Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева №947 от 14 июля 2011 г. за заслуги в области экономики и финансовой деятельности М.К. Белхароеву присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации».Заслуженный экономист Республики Ингушетия. Кандидат экономических наук.
Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия пять лет
Эффективное осуществление государством регулирующей функции в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного финансового контроля. В целях развития и укрепления системы государственного финансового контроля, а также организации независимой оценки использования бюджетных средств и государственного имущества с началом деятельности Счетной палаты Российской Федерации в стране активизировался процесс учреждения контрольно-счетных органов субъектов России. Реализация данного процесса в Республике Ингушетия начата с момента подписания Президентом РИ 19 марта 2003 года Закона Республики Ингушетия «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия», образования 11 марта 2004 года высшего органа государственного финансового контроля - Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия. На первоначальном этапе потребовалось в короткие сроки решить ряд организационных задач, главной из которых являлось формирование высокопрофессионального кадрового состава. Основная тяжесть решения задач, поставленных перед контрольным органом, ложится на плечи инспекторского состава. Учитывая это, на первом заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты было решено подбор кадров на замещение указанных должностей провести путем проверки знаний, для чего была образована комиссия из представителей Администрации Президента и Правительства Республики Ингушетия, депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия и Контрольно-счетной палаты РИ.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в Палате сформирован работоспособный и энергичный коллектив финансовых контролеров, способных на высоком уровне решать поставленные задачи. Штатная численность Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия составляет 21 человек, из которых 4 заслуженных экономиста Республики Ингушетия. За заслуги в области экономики и многолетний добросовестный труд почетными грамотами Президента и Народного Собрания Республики Ингушетия награждены 6 сотрудника Палаты.
Частые изменения, вносимые в бюджетное и иное законодательство, диктуют необходимость совершенствования знаний, улучшения профессиональной подготовки. Специалисты Контрольно-счетной палаты для повышения квалификации и переподготовки периодически направляются в Российскую Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академию народного хозяйства при Правительстве России.
Результаты работы за истекшие пять лет свидетельствуют, что вся деятельность Контрольно-счетной палаты была направлена на защиту государственных интересов в области финансово-экономической политики, осуществление и совершенствование контрольно-ревизионных мероприятий, экспертно-аналитической работы по исполнению доходных и расходных статей республиканского бюджета, выявлению и пресечению нарушений бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании государственной собственности.
За период деятельности Контрольно-счетной палатой проверено 568 министерств, ведомств, учреждений и организаций. Выявлено финансовых нарушений на сумму 1244,4 млн. руб., в том числе нецелевое использование средств республиканского бюджета – 226,4 млн. руб.; неэффективное – 111,5 млн. руб.; средства, использованные с нарушениями бюджетного и иного законодательства – 645,4 млн. руб.; ущерб, нанесенный бюджету – 49,5 млн. руб.; объем средств, недополученных в республиканский бюджет – 60,2 млн. руб., упущенная выгода – 125,9 млн. руб. Материалы проведенных контрольных мероприятий, содержащих факты грубых нарушений законодательства, направлены в правоохранительные и надзорные органы. По 6-ти материалам Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия возбуждены уголовные дела.
Несмотря на то, что переход от традиционного финансового аудита к аудиту эффективности до настоящего времени не в полной мере подкреплен соответствующей нормативно-методической базой, системой оценки достигнутых результатов, Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия с 2006 года осуществляется апробация и внедрение в практику проведения контрольных мероприятий аудита эффективности. Данный процесс начат со сферы здравоохранения, как одного из приоритетных направлений социально-экономической политики страны, путем осуществления аудита эффективности реализации девяти республиканских целевых программ, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
С момента объявления в Российской Федерации таких направлений как развитие здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса, строительства доступного жилья приоритетами государственной политики, Палата включилась в процесс контроля за ходом их реализации посредством активного участия в работе Рабочей группы по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов при главном Федеральном инспекторе по Республике Ингушетия.
Так, Контрольно-счетной палатой за период с 2006-2008 гг. совместно с контрольными и надзорными органами осуществлено свыше 12 контрольных мероприятий по установлению адресности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию нацпроектов. Проведенными проверками выявлено нецелевое использование кредитных ресурсов, выделенных в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на сумму 160,1 млн. руб., неэффективное использование средств, направленных на поставку оборудования в учебные заведения по проекту «Образование» - 2,6 млн. руб. Кроме контрольной деятельности, в сферу полномочий Контрольно-счетной палаты РИ входит и экспертно-аналитическая деятельность.
С момента своего создания Палата наладила процесс проведения экспертиз проектов законов Республики Ингушетия, республиканских целевых программ, подготовки предложений по совершенствованию республиканского законодательства в бюджетной сфере и т.д. И это понятно, ведь свою основную цель Контрольно-счетная палата видит не столько в выявлении нарушений после факта их совершения, а в их профилактике, предупреждении на предварительном этапе формирования расходов республиканского бюджета. В рамках осуществления экспертно-аналитической деятельности подготовлено свыше 25 заключений, в числе которых заключение Палаты на проект закона «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия». Указанный законопроект, имеющий немаловажное значение для органа высшего финансового контроля, принят с учетом большинства замечаний и предложений Контрольно-счетной палаты.
Осознавая значимость взаимодействия в целях оперативного реагирования на выявленные нарушения и борьбы с коррупцией Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия заключены двусторонние соглашения с Управлением Федеральной службы безопасности по РИ, Прокуратурой РИ, Министерством внутренних дел по РИ, Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РИ. Тесное взаимодействие налажено со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов России. Палата является полноправным членом Ассоциации контрольно-счетных органов России, а также участвует в работе Межведомственной комиссии Республики Ингушетия по борьбе с экономическими преступлениями.
С момента образования Контрольно-счетная палата ощущает практическую поддержку и полное понимание со стороны руководства республики и Народного Собрания Республики Ингушетия. Высокая оценка деятельности контрольного органа дана делегацией Счетной палаты Российской Федерации во главе с ее Председателем С.В. Степашиным в ходе визита в нашу республику в январе 2008 года. По итогам визита, целью которого являлось ознакомление с промежуточными итогами реализации приоритетных национальных проектов, руководством Счетной палаты РФ отмечено об эффективном освоении средств, выделенных республике в рамках реализации нацпроектов, а также об организации должного контроля за данным процессом со стороны Контрольно-счетной палаты РИ.
Учитывая, что одним из основных принципов деятельности Палаты является гласность, большое внимание уделяется освещению результатов работы в средствах массовой информации, в том числе и в сети Интернет на официальном сайте Ассоциации контрольно-счетных органов России. Ежеквартально отчет о деятельности Палаты представляются Народному Собранию РИ. Стоит отметить, что столь значимые результаты деятельности Палаты за весь период достигнуты в условиях наличия существенных проблем в материально-техническом оснащении, в том числе отсутствия собственного административного здания и размещения в приспособленном помещении. Решение данной проблемы нашло понимание и поддержку со стороны руководства республики. Для строительства административного здания Контрольно-счетной палаты РИ в г. Магас выделен земельный участок, разработана и утверждена проектно-сметная документация. С начала 2007 года начаты работы по строительству данного объекта, который будет соответствовать действующим строительным нормам. Ввод в эксплуатацию административного здания, которое согласно проектно-сметной документации запланировано в текущем году, создаст необходимые условия для автоматизации деятельности контрольного органа, проведения в республике конференций и совещаний по проблемам развития системы государственного финансового контроля России, что в свою очередь положительно отразиться на эффективности деятельности Контрольно-счетной палаты РИ.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Республики Ингушетия
М.К. Белхароев
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в Палате сформирован работоспособный и энергичный коллектив финансовых контролеров, способных на высоком уровне решать поставленные задачи. Штатная численность Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия составляет 21 человек, из которых 4 заслуженных экономиста Республики Ингушетия. За заслуги в области экономики и многолетний добросовестный труд почетными грамотами Президента и Народного Собрания Республики Ингушетия награждены 6 сотрудника Палаты.
Частые изменения, вносимые в бюджетное и иное законодательство, диктуют необходимость совершенствования знаний, улучшения профессиональной подготовки. Специалисты Контрольно-счетной палаты для повышения квалификации и переподготовки периодически направляются в Российскую Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академию народного хозяйства при Правительстве России.
Результаты работы за истекшие пять лет свидетельствуют, что вся деятельность Контрольно-счетной палаты была направлена на защиту государственных интересов в области финансово-экономической политики, осуществление и совершенствование контрольно-ревизионных мероприятий, экспертно-аналитической работы по исполнению доходных и расходных статей республиканского бюджета, выявлению и пресечению нарушений бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании государственной собственности.
За период деятельности Контрольно-счетной палатой проверено 568 министерств, ведомств, учреждений и организаций. Выявлено финансовых нарушений на сумму 1244,4 млн. руб., в том числе нецелевое использование средств республиканского бюджета – 226,4 млн. руб.; неэффективное – 111,5 млн. руб.; средства, использованные с нарушениями бюджетного и иного законодательства – 645,4 млн. руб.; ущерб, нанесенный бюджету – 49,5 млн. руб.; объем средств, недополученных в республиканский бюджет – 60,2 млн. руб., упущенная выгода – 125,9 млн. руб. Материалы проведенных контрольных мероприятий, содержащих факты грубых нарушений законодательства, направлены в правоохранительные и надзорные органы. По 6-ти материалам Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия возбуждены уголовные дела.
Несмотря на то, что переход от традиционного финансового аудита к аудиту эффективности до настоящего времени не в полной мере подкреплен соответствующей нормативно-методической базой, системой оценки достигнутых результатов, Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия с 2006 года осуществляется апробация и внедрение в практику проведения контрольных мероприятий аудита эффективности. Данный процесс начат со сферы здравоохранения, как одного из приоритетных направлений социально-экономической политики страны, путем осуществления аудита эффективности реализации девяти республиканских целевых программ, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
С момента объявления в Российской Федерации таких направлений как развитие здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса, строительства доступного жилья приоритетами государственной политики, Палата включилась в процесс контроля за ходом их реализации посредством активного участия в работе Рабочей группы по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов при главном Федеральном инспекторе по Республике Ингушетия.
Так, Контрольно-счетной палатой за период с 2006-2008 гг. совместно с контрольными и надзорными органами осуществлено свыше 12 контрольных мероприятий по установлению адресности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию нацпроектов. Проведенными проверками выявлено нецелевое использование кредитных ресурсов, выделенных в рамках национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на сумму 160,1 млн. руб., неэффективное использование средств, направленных на поставку оборудования в учебные заведения по проекту «Образование» - 2,6 млн. руб. Кроме контрольной деятельности, в сферу полномочий Контрольно-счетной палаты РИ входит и экспертно-аналитическая деятельность.
С момента своего создания Палата наладила процесс проведения экспертиз проектов законов Республики Ингушетия, республиканских целевых программ, подготовки предложений по совершенствованию республиканского законодательства в бюджетной сфере и т.д. И это понятно, ведь свою основную цель Контрольно-счетная палата видит не столько в выявлении нарушений после факта их совершения, а в их профилактике, предупреждении на предварительном этапе формирования расходов республиканского бюджета. В рамках осуществления экспертно-аналитической деятельности подготовлено свыше 25 заключений, в числе которых заключение Палаты на проект закона «О бюджетном процессе в Республике Ингушетия». Указанный законопроект, имеющий немаловажное значение для органа высшего финансового контроля, принят с учетом большинства замечаний и предложений Контрольно-счетной палаты.
Осознавая значимость взаимодействия в целях оперативного реагирования на выявленные нарушения и борьбы с коррупцией Контрольно-счетной палатой Республики Ингушетия заключены двусторонние соглашения с Управлением Федеральной службы безопасности по РИ, Прокуратурой РИ, Министерством внутренних дел по РИ, Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РИ. Тесное взаимодействие налажено со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов России. Палата является полноправным членом Ассоциации контрольно-счетных органов России, а также участвует в работе Межведомственной комиссии Республики Ингушетия по борьбе с экономическими преступлениями.
С момента образования Контрольно-счетная палата ощущает практическую поддержку и полное понимание со стороны руководства республики и Народного Собрания Республики Ингушетия. Высокая оценка деятельности контрольного органа дана делегацией Счетной палаты Российской Федерации во главе с ее Председателем С.В. Степашиным в ходе визита в нашу республику в январе 2008 года. По итогам визита, целью которого являлось ознакомление с промежуточными итогами реализации приоритетных национальных проектов, руководством Счетной палаты РФ отмечено об эффективном освоении средств, выделенных республике в рамках реализации нацпроектов, а также об организации должного контроля за данным процессом со стороны Контрольно-счетной палаты РИ.
Учитывая, что одним из основных принципов деятельности Палаты является гласность, большое внимание уделяется освещению результатов работы в средствах массовой информации, в том числе и в сети Интернет на официальном сайте Ассоциации контрольно-счетных органов России. Ежеквартально отчет о деятельности Палаты представляются Народному Собранию РИ. Стоит отметить, что столь значимые результаты деятельности Палаты за весь период достигнуты в условиях наличия существенных проблем в материально-техническом оснащении, в том числе отсутствия собственного административного здания и размещения в приспособленном помещении. Решение данной проблемы нашло понимание и поддержку со стороны руководства республики. Для строительства административного здания Контрольно-счетной палаты РИ в г. Магас выделен земельный участок, разработана и утверждена проектно-сметная документация. С начала 2007 года начаты работы по строительству данного объекта, который будет соответствовать действующим строительным нормам. Ввод в эксплуатацию административного здания, которое согласно проектно-сметной документации запланировано в текущем году, создаст необходимые условия для автоматизации деятельности контрольного органа, проведения в республике конференций и совещаний по проблемам развития системы государственного финансового контроля России, что в свою очередь положительно отразиться на эффективности деятельности Контрольно-счетной палаты РИ.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Республики Ингушетия
М.К. Белхароев